Ограничение массы перевозимого груза и проблема перегруза
Вот уже несколько лет в сфере транспортных услуг ведутся дискуссии, связанные со все большим ужесточением правил провоза тяжеловесных грузов. Вводятся все более строгие ограничения массы груза, все сложнее получить разрешения на его транспортировку. Новые законы не позволяют в полной мере использовать грузоподъемность автотранспортных средств, а значит, снижать цены на грузоперевозки, делая их доступными широкому кругу клиентов.
В чем причина такого жесткого регулирования? Сотрудники Росавтодора, ведающие разрешениями на провоз тяжеловесных грузов, считают, что именно тяжеловесные фуры являются причиной разрушения дорог и их неудовлетворительного состояния. Представители организации ссылаются на то, что дорожная сеть, построенная, в основном, в 50 – 60-е годы, не была рассчитана на современную нагрузку. В связи с этим они советуют предпочесть автомобильной перевозке морскую или железнодорожную доставку, при которой грузоподъемность практически не ограничена.
Такая позиция, во многом не лишенная оснований, приводит к необходимости уплаты сборов за провоз тяжеловесных грузов как компенсации за нанесение ущерба дорожному покрытию. На сегодняшний день сумма этого сбора-штрафа составляет 2500 р.
Посты весового контроля следят за соблюдением установленных норм нагрузки. Допустимое значение – 38 тонн общей массы (вес транспортного средства с грузом) и по 10 тонн нагрузки на ось. Европейские нормы несколько превышают эти показатели: 42 тонны и 11 тонн соответственно. Это расхождение приводит к сложностям при импорте грузов из европейских стран. При загрузке в финском порту или в Германии машины без проблем едут до российской границы. Здесь машину тормозят и заставляют оформить специальное разрешение на тяжеловесный груз. Процедура оформления занимает 10 – 20 дней. Для водителей и транспортных компаний это означает 10 – 20 дней простоя.
Были введены дополнительные штрафы за неверное указание массы перевозимого груза. Для физических лиц эта сумма составит 5 000 р., для индивидуальных предпринимателей – от 10 000 до 15 000 р., для юридических лиц – от 250 000 до 400 000 р. Кроме того, ограничения вводятся на движение тяжеловесных фур в летнюю жару и определенные весенние и осенние периоды.
Очевидно, что данную ситуацию можно охарактеризовать как неблагоприятную. И все же это пока не тупик, и остается надежда на оптимальное решение, включающее упрощение бюрократических процедур, с одной стороны, и улучшение культуры перевозок, с другой.