Ответственность водителя за груз
Раньше в сфере грузоперевозок четко разграничивались обязанности водителя и экспедитора. Водитель лишь управлял транспортным средством, а за сохранность груза отвечал экспедитор. Сейчас все изменилось: водитель часто является также и экспедитором, а значит, несет материальную ответственность за груз.
Эта ответственность накладывается на водителя на этапе приема груза и снимается при доставке груза получателю. В чем конкретно это выражается? Какие новые обязанности появляются у водителя-экспедитора?
Перед началом транспортировки он должен проверить правильность оформления документов на груз, а также состояние самого груза, целостность его упаковки и надежность размещения в кузове автомобиля. В случае обнаружения каких-либо повреждений водитель вносит соответствующие оговорки в товарно-транспортную накладную. Кроме того, шофер обязан удостовериться в готовности автомобильного средства к перевозке, в отсутствии каких бы то ни было технических проблем.
Итак, машина отправилась в путь (рассмотрим сейчас случай доставки грузов автотранспортом). Действия водителя в дороге должны подчиняться имеющейся у него должностной инструкции. Инструкции могут немного отличаться друг от друга, так как разрабатываются они в каждой фирме индивидуально. Тем не менее, есть некий список сходных пунктов: например, водителю не разрешается оставлять машину без присмотра, подвозить во время транспортировки посторонних людей, использовать автомобиль для постороннего заработка. Эти меры предосторожности направлены на то, чтобы услуги по доставке грузов были оказаны качественно и в срок. В случае повреждения или потери груза его стоимость будет взыскана с водителя.
Ответственность за сохранность груза включает в том числе и ответственность водителя за недостачу. В современных условиях невозможно требовать, чтобы водитель осуществлял прием по каждому наименованию, сверяя количество товаров с накладной. Это требует, во-первых, очень больших временных затрат, а во-вторых, детального знания водителем товарной номенклатуры. В связи с этим распространился другой способ борьбы с недостачей, доказавший свою эффективность: водитель обязан доставить клиенту указанное в накладной количество неповрежденных грузовых мест с ненарушенной маркировкой и упаковкой. Идеально, если грузоотправитель составит описание упаковки и маркировки, и перешлет его грузополучателю для возможности последующей сверки при доставке.