Особенности перевозки скоропортящихся грузов
К скоропортящимся грузам относятся те виды грузов, при транспортировке которых обязательным условием является соблюдение особого температурного режима, а также уровня влажности и света.
Скоропортящиеся грузы условно разделяют на несколько видов продуктов:
- Медикаменты;
- Продукты растительного происхождения;
- Продукты животного происхождения;
- Растения;
- Продукты, полученные в результате переработки.
Основная часть скоропортящихся грузов как при транспортных перевозках по России , так и по всему миру, – продукты питания, например свежие овощи и фрукты, мясо, морепродукты, хлебобулочные изделия, молочные продукты. Необходимый температурный режим устанавливается для каждого груза отдельно в соответствии с существующими официально принятыми правилами. Кроме того грузы, перевозимые в одном транспортном средстве, должны быть совместимы, это значит, что один груз в силу своих физических свойств (например, запаха) не должен вызывать порчу другого. Так, например, недопустимо перевозить с другими продуктами сыры или рыбу любых видов, охлажденное мясо или копченые мясные продукты, овощи, имеющие резкий запах (лук, чеснок), кондитерские дрожжи и маргарин.
Для транспортировки скоропортящихся грузов используются изотермические и рефрижераторные автомобили, грузоподъемность которых составляет 1,5-25 тонн. Механизмы функционирования этих двух видов термоизолированных фургонов различны. Принцип работы изотермического полуприцепа схож с принципом работы термоса, т.е. фургон способен некоторое время сохранять заданную температуру. При доставке грузов автотранспортом этого типа перевозка скоропортящихся грузов осуществляется на небольшие расстояния. Температура внутри рефрижераторных автомобилей регулируется с помощью морозильной установки, благодаря которой допустимое расстояние транспортировки и температурный диапазон увеличиваются. Таким образом, в изотермических вагонах в течение продолжительного времени возможно сохранять определенную температуру, а в рефрижераторных – изменять и контролировать ее.
Для транспортировки в одном автомобиле нескольких видов скоропортящихся грузов, требующих соблюдения различных температурных режимов, устанавливается подвижная изолирующая стенка, которая разделяет кузов на две зоны.